Лиминальность

Аватара пользователя
Ли
Сообщения: 6765
Зарегистрирован: 24 мар 2016, 23:22
ПЙ-тип: ВФЭЛ
Темпористика: НПБВ
Кроме людей: Василиск
Аматорика: АЭФС
Хогвартс: Slytherin - Gryffindor
Благодарил (а): 4331 раз
Поблагодарили: 8348 раз
Пол: Не указан - Не указан
Контактная информация:

Лиминальность

Сообщение Ли » 21 авг 2018, 04:52

Отзывается мне это состояние, вижу и у себя признаки. Хочется скопировать некоторые цитаты

Мюррей Стайн "В середине жизни"
В состоянии, которое я называю психологической лиминальностью, ощущение идентичности индивида оказывается подвешенным, диффузным, туманным, не вполне ясным. Вы перестаете фиксироваться на определенных ментальных образах и содержаниях – своих или чужих. «Я» вовлекается в область, которую оно не может контролировать и когнитивные и поведенческие паттерны которой оно не признает «своими». Хотя ощущение «Я» и некоторой его непрерывности и присутствует на стадии лиминальности, превалирующими являются ощущения отчуждение, предельности и смещения. Появляются важные вопросы, связанные с тем, что есть «Я», на что оно способно, откуда оно взялось и куда направляется. Когда «Я» становится бездомным, как в состоянии лиминальности, эти гностические вопросы приобретают особую актуальность и, что вполне естественно, проникают в религиозную сферу мыслей и чувств, которая в других обстоятельствах часто оказывается закрытой.

В лиминальности позиция «Я» не фиксирована, оно не занимает четко определенного психологического положения. Оно плавает; нет жесткого разграничения между «это» и «не то»; границы между «Я» и «не-Я» становятся менее определенными и сближаются значительно больше, чем в периоды фиксированной психологической идентичности. Эго есть нечто состоявшееся и еще не состоявшееся. Время деформируется: Эго забывает, фиксированные грани памяти размываются и тускнеют, прошлое выступает удивительным и странным образом; будущее не имеет определенного образа или контура. «Я» не привязано к определенным внутренним образам, идеям или чувствам. Поэтому, будучи непривязанным, «Я» плавает, дрейфует и пересекает многие прежние границы и запретные кордоны.


Лиминальность появляется в тех случаях, когда Эго более не способно полностью идентифицировать себя со своим прежним образом, который оно сформировало посредством избирательных прикреплений к определенным внутренним имаго и воплотило в определенных принятых и выполненных ролях. Оно было встроено в контекст, созданный и поддерживаемый архетипическим паттерном самостной организации, и теперь, поскольку эта матрица распалась, появилось ощущение отсеченного прошлого и неясного будущего. Хотя это Эго оказывается в подвешенном состоянии, оно еще помнит призрак прежней самости, чей дом был наполнен людьми и предметами, которых теперь уже нет, и психологический ландшафт стал пустынным и необитаемым без них. Возможно также, что существует память о статусе, безоговорочном превосходстве множества отважных защитников этой сферы.

Образы города, доставшегося врагам, и престарелого царя, который стоит у могилы и лишен наследника, способного заменить его, символизируют наступление периода макроизменения. И это изменение, алхимической параллелью которого является смерть и исчезновение старого царя, происходит на стадии лиминальности. Поэтому мы видим царя Приама в начале этой критической стадии трансформации: Троя скоро падет; ее могучий защитник Гектор мертв; ее жители боятся неопределенного будущего. Настало время почтить, оплакать и достойно похоронить умершего.

Боги вмешиваются, чтобы достойно похоронить тело Гектора и тем самым успокоить его душу. Выбор падает на Гермеса. Поскольку одна из функций Гермеса – провожать души умерших в подземный мир, он вполне подходит для этой ситуации. Надо отметить, что боги не хотят оживлять Гектора или возвращать его в мир живых, поэтому их вмешательство не является компенсаторным исполнением желания. Гермеса направляют не для того, чтобы помочь охваченному горем Приаму избежать лиминальности, сопутствующей трагедии, ачтобы помочь ему аккуратнее и глубже войти в нее. Бессознательное действительно помогает Эго примириться с глубоким трансформативным изменением, но Гермес помогает и в телеологическом смысле: он ведет продвигающееся ощупью Эго по пути к более глубокой лиминальности. В конечном счете эта помощь позволяет принять смерть и разлуку с прежними героическими идентификациями и защитными механизмами и готовит Эго к следующей стадии индивидуации.

«… чудесное и таинственное, характерное для ночи, может также появляться днем как неожиданное наступление темноты или загадочная улыбка. Эта увиденная днем тайна ночи, волшебная темнота при ярком солнечном свете, есть сфера Гермеса, которого в последующие века магия почитала своим владыкой. В обычной жизни это проявляется в поразительной тишине, которая может наступить в середине оживленной беседы; в такие моменты говорят, что Гермес вошел в комнату… Этот странный момент мог означать неудачу или дружеское предложение, замечательное и счастливое совпадение.

Лиминальность, обитель Гермеса, появляется в тех случаях, когда Эго расстается с фиксированным ощущением того, кем оно является и кем оно было, ощущением его происхождения и истории, ощущением его пути и его будущего; когда Эго плывет по неопределенным пространствам с ощущением неограниченного времени, по территории с неясными границами и неопределенными пределами; когда Эго дисидентифицируется с внутренними образами, которые оно прежде хранило и которым придавало ощущение цели. Тогда в архетипических слоях бессознательного возникает беспокойство и самость констеллируется, чтобы отправлять послания: значимые сновидения, яркие и сильные интуитивные прозрения, фантазии, синхронийные и символические события. Эти послания предназначаются для того, чтобы вести Эго вперед, и это водительство помогает ему делать то, что оно должно делать, будь то дальнейшее вхождение в лиминальность или последующий выход из нее. (Гермес, как позднее будет подробно описано, приводит душу в подземный мир – один из самых радикальных символов лиминальности в греческом мифе – и выводит ее оттуда). Строго говоря, лиминальность представляет психологическую область, где путешественника ожидает Гермес как посланник и проводник. Поэтому на вопрос: «Кто или что является нам в виде Гермеса, когда мы пребываем в лиминальности?» – я бы ответил так: архетипическая самость в виде посланника и проводника.



Аватара пользователя
Ли
Сообщения: 6765
Зарегистрирован: 24 мар 2016, 23:22
ПЙ-тип: ВФЭЛ
Темпористика: НПБВ
Кроме людей: Василиск
Аматорика: АЭФС
Хогвартс: Slytherin - Gryffindor
Благодарил (а): 4331 раз
Поблагодарили: 8348 раз
Пол: Не указан - Не указан
Контактная информация:

Лиминальность

Сообщение Ли » 21 авг 2018, 04:57

И вот еще. Томас Мур "Темные ночи души".
Я долго не понимала и ругала себя за то, что мне тяжело делать некоторые повседневные дела, что могу подолгу спать или не делать то, что надо делать. Я не понимала, почему, ведь все отлично, депрессия ушла, отношения наладились. Но теперь думаю, что причина глубже, переходный этап все еще не закончен, просто прошлогодний кризис в отношениях ознаменовал начало осознания этого перехода. И да, мои отношения наладились, это замечательно, и сам процесс я начала лучше осознавать, но он все еще идет и затрагивает глубокие части меня, и это требует энергии. Но некоторые вещи стало на удивление легче делать, например, писать работы и вообще делать что-то творческое в отношении собственных мыслей и идей.

Лиминальность (пороговая фаза)

Ваша темная ночь может превратить ваш знакомый мир в более недостижимый, но она также связывает вас с незнакомой сферой, возможно с новым способом совместного существования, и это может заставить вас почувствовать, будто вы живете между двумя мирами, миром известного и неизвестного. Это состояние часто называют «пороговым» или «лиминальным», что означает «на пороге», еще не внутри чего-то нового, но уже и не внутри чего-то старого. Религии считают лиминальные состояния центральными для получения духовного опыта. Когда вы отходите от привычной «занятости» вашей жизни, вы можете открыться другим типа влияния. Вы можете медитировать, молиться и питать вашу интуицию.

Антрополог Виктор Тернер придавал особое значение этой средней фазе лиминальности. Он говорил: «эта фаза подобна смерти, пребыванию в матке, она подобна невидимости, темноте, бисексуальности, дикости и затмению солнца и луны». Каждое из этих качеств могут превратить вашу темную ночь в нечто необычное, даже порой жуткое. Ваша внешняя жизнь может при этом измениться или остаться прежней, но при этом во внутреннем пространстве вы вдруг неожиданно оказываетесь в сумеречной зоне. Тернер описывает, как в традиционных обществах, где обряды перехода проводятся в очень яркой и красочной форме, неофит может быть обнаженным или только слегка одетым в самую простую одежду. Элиаде описывает старые обряды, в которых неофит возвращается в деревню, ведя себя как младенец, обнаженный и все забывший, неспособный есть, мыться и одеваться.

Эти древние религиозные ритуалы находят отражение в современных способах перехода в наши дни. Люди в переходный период зачастую пренебрегают своей внешностью. Они могут распустить волосы, не мыться и не принимать душ. Пожилые люди в больницах часто сталкиваются с деменцией, приобретенным слабоумием, забывая ранее усвоенные знания и навыки до такой степени, что становятся зависимыми от сотрудников даже в отношении самых базовых нужд. Это как если бы их внимание к этой жизни стало постепенно тускнеть, в то время как им стало открываться совсем иное направление. Их потеря прежних навыков, конечно, связана с поражениями мозга и распадом прежних психических функций, но, тем не менее, важно понимать, что их семьи сейчас сталкиваются с человеком во время глубокого перехода, и это может помочь этим семьям увидеть за деменцией форму перехода.

Вам придется научиться принимать этот вид перехода в себе и в других. В этот период нет ничего страшного в том, чтобы пренебрегать такими делами, как хорошо одеться и помыться. Когда вы проходите через существенное изменение жизни, ваши хорошие привычки могут отойти в сторону. Вы можете начать делать вещи, которые отдалят вас от вашей семьи и общества. Безумие темной ночи делает некоторых людей менее воспитанными и контролирующими, чем в их более здоровые дни, и все же, в то же самое время, несмотря на все ограничения этой деменции, они могут быть менее защищающимися, нежели обычно, гораздо более присутствующими в настоящем и более взаимодействующими на других уровнях.

Писательница Энни Диллард говорит, что во время создания очередной книги она «позволяет все домашним растениям завянуть. Только после того, как новая книга написана, я наконец замечаю их. Все растения к этому времени уже становятся черными и высохшими в своих кадках на окнах». Написание книги или какая-нибудь другая творческая работа могут также быть своего рода темной ночью. Многие люди говорят о том, что в эти периоды они чувствуют, что им приходится постоянно заставлять себя поддерживать их обычный образ жизни, выполняя ритуалы: совершать ежедневные прогулки, проводить какое-то время в уединении или пить кофе, чтобы поддерживать ощущение нормальности. Они могут также пренебрегать работой по дому и ежедневными обязанностями. Когда вы находитесь в лиминальном месте, вы можете забыть свое обычное окружение и привычки. Беспорядок, являющийся типичным в обряде перехода, может прийти извне. Брайан Кинэн красочно рассказывает о том хаосе, который царил во время заложничества в Бейруте. Его волосы и борода приобрели дикий и неряшливый вид, а сам он часто ходил без одежды. Он описывает, как ему приходилось ходить в туалет на полу в той комнате, в которой он спал. Его размышления рассказывают нам о лиминальном состоянии, о потере привычного мира: «Мои мысли часто были заняты потерей моей человечности. Во что я превратился? До какого уровня я опустился здесь, сидя в углу? Я ползал по полу день за днем, теряя ощущение человека, которым я когда-то был, в полутрансовом состоянии не узнавая себя совершенно. Был ли я похож на одного из кафкианских героев, превратившегося из человека в некое животное, нечто, что нужно держать запертым вдали от мира и людей?»

Язык Кинэна напоминает то, что антропологи описывают как племенные обряды перехода. По мере того, как мы проходим сквозь определенную темную ночь, мы можем различными способами спуститься к нашей животной природе, как если бы мы возвращались к истокам. Кинэн говорит о том, что он и другие заложники никогда не говорили о сексуальной жизни со своими возлюбленными, но они использовали совершенно непристойный язык в этой экстремальной ситуации. Чтобы не жалеть себя и не ощущать поражения, они опирались на гнев и жесткий юмор.

Темная ночь может увести вас от вашей культурной части и от вашей Персоны, которую вы развили во время образования и семейного воспитания. Вы можете соскользнуть обратно на уровень дикости, который позволит вам начать все заново, возможно на совершенно новом уровне. Подростки иногда превращают личное пренебрежение в жизненный стиль. Они проходят через один из самых продолжительных и серьезных обрядов перехода, с которым они когда-либо еще столкнутся. Возможно для них это может и не казаться темной ночью души, но их семьи, как правило, видят этот период таким, каким он в действительности и является. И здесь тоже мы должны быть необычайно терпимыми, по мере того, как мальчик или девочка оставляют детство позади и пребывают какое-то время в непонятном состоянии, прежде чем войдут в период взрослости.

Это касается всех переходов во взрослость, которые могут произойти в любом возрасте. Становление взрослым может не произойти по временному плану. Многим из нас требуется вся жизнь, чтобы повзрослеть. Я провел подростковые годы в монастырской школе, а потому смог пройти через главный переход из подросткового периода во взрослость только когда мне было почти сорок лет. Я очень мало знал о деньгах, сексе, отношениях, политике и работе в юные годы, но в конечном итоге, на закате своего слишком невинного и слишком нереализованного брака, я начал наконец изучать серьезные уроки жизни. Вы не можете выработать четкие правила о том, что произойдет или должно произойти с кем-либо другим.



Аватара пользователя
Ли
Сообщения: 6765
Зарегистрирован: 24 мар 2016, 23:22
ПЙ-тип: ВФЭЛ
Темпористика: НПБВ
Кроме людей: Василиск
Аматорика: АЭФС
Хогвартс: Slytherin - Gryffindor
Благодарил (а): 4331 раз
Поблагодарили: 8348 раз
Пол: Не указан - Не указан
Контактная информация:

Лиминальность

Сообщение Ли » 21 авг 2018, 17:24

Лиминальные пространства в жизни: аэропорты, вокзалы, мосты, роддомы, отделения интенсивной терапии, хосписы, спортивные стадионы, кинотеатры, может еще что-то упустила?
Вчера думала о том, чем мне так нравятся аэропорты и вокзалы. И поняла, что именно этой линимальностью, моментом перехода, когда ты не там, и не здесь. В таких местах, а еще в толпе часто ощущаю полное спокойствие и остановку, хотя все вокруг бежит (точнее как раз поэтому, из-за контраста). И как будто бы попадаешь в это ощущение вневременности.



Аватара пользователя
Ли
Сообщения: 6765
Зарегистрирован: 24 мар 2016, 23:22
ПЙ-тип: ВФЭЛ
Темпористика: НПБВ
Кроме людей: Василиск
Аматорика: АЭФС
Хогвартс: Slytherin - Gryffindor
Благодарил (а): 4331 раз
Поблагодарили: 8348 раз
Пол: Не указан - Не указан
Контактная информация:

Лиминальность

Сообщение Ли » 21 авг 2018, 17:37

Кстати, зимой очень много снов снилось, где я обнаженная, но это не вызывает смущения или стыда. То есть это не сны о какой-то социальной неловкости, уязвимости Персоны, а скорее про освобождение и какое-то начало:
Тернер описывает, как в традиционных обществах, где обряды перехода проводятся в очень яркой и красочной форме, неофит может быть обнаженным или только слегка одетым в самую простую одежду.



Аватара пользователя
Viento
Сообщения: 2959
Зарегистрирован: 29 мар 2016, 14:04
Благодарил (а): 3334 раза
Поблагодарили: 4583 раза
Пол: Не указан - Не указан

Лиминальность

Сообщение Viento » 21 авг 2018, 17:51

Мне тоже нравятся аэропорты, атмосферой. Я вообще люблю куда-то ехать, мне это поднимает жизненный тонус. Люблю ощущение перемен, в аэропортах тоже это есть. Помню, как летала несколько раз на суды в окружной город. Суд заканчивался рано, а обратный рейс часов в 21. Город маленький, смотреть там нечего. Но аэропорт хоть и маленький, но суперсовременный, международный. И находится рядом с еловым лесом) И я после суда ехала в него, сидела там до вечера, слушала музыку, читала книги, смотрела на небо через стеклянную крышу, посматривала на проходящих служащих. Пассажиров там было мало, довольно тихо. До сих пор вспоминаю время, проведенное там, как особенное, помню, что читала, даже о чем пассажиры рядом говорили (например, одна девушка перессказывала подруге книгу "Парфюмер", тогда еще не ставшую популярной). И даже запах есть, случайно почувствовав который, я переношусь в тот аэропорт) Запах какой-то мужской туалетной воды)
То, что люблю мосты, тоже писала) Потому что они красивые и за то самое "переходное" ощущение)



Аватара пользователя
Ли
Сообщения: 6765
Зарегистрирован: 24 мар 2016, 23:22
ПЙ-тип: ВФЭЛ
Темпористика: НПБВ
Кроме людей: Василиск
Аматорика: АЭФС
Хогвартс: Slytherin - Gryffindor
Благодарил (а): 4331 раз
Поблагодарили: 8348 раз
Пол: Не указан - Не указан
Контактная информация:

Лиминальность

Сообщение Ли » 21 авг 2018, 17:56

Viento писал(а):Источник цитаты И находится рядом с еловым лесом) И я после суда ехала в него, сидела там до вечера, слушала музыку, читала книги, смотрела на небо через стеклянную крышу, посматривала на проходящих служащих. Пассажиров там было мало, довольно тихо.

Представила, должно быть это красиво, особенно зимой :)



Аватара пользователя
Ли
Сообщения: 6765
Зарегистрирован: 24 мар 2016, 23:22
ПЙ-тип: ВФЭЛ
Темпористика: НПБВ
Кроме людей: Василиск
Аматорика: АЭФС
Хогвартс: Slytherin - Gryffindor
Благодарил (а): 4331 раз
Поблагодарили: 8348 раз
Пол: Не указан - Не указан
Контактная информация:

Лиминальность

Сообщение Ли » 21 авг 2018, 18:02

О, поняла, что еще у меня вызывает это ощущение. Звездное небо. Я его просто обожаю, и даже не знаю, есть ли что-то, что я люблю больше. Когда смотришь на звезды, такие далекие, но при этом такие близкие, и думаешь о том, что некоторые из них уже давно погасли, а свет все идет. И они такие вечные и вневременные, и себя ощущаешь частью этого, в такие моменты время как будто схлопывается, и ты сам - что в 8, что в 28 лет - как будто это на расстоянии вытянутой руки, и ничего не происходило, как будто одно мгновение.
Недавно ночью купалась в море, и на берегу было темно, и в воде было темно - не видно, где горизонт, а где море. Я лежала на спине и смотрела на звезды. И вода была такой температуры, что я ее не ощущала. Такое интересное чувство, как будто ты в какой-то невесомости и безвременье, только эти звезды и ты, и все.

А еще старые дома. Там тоже прошлое и настоящее как будто совсем рядом, физически это чувствуешь.



Аватара пользователя
feisty_klingon
Сообщения: 4231
Зарегистрирован: 25 мар 2016, 12:44
ТИМ: ИЭИ
Кроме людей: Песочник
Хогвартс: Гриффиндор
Другие типологии: Бесславный малый
Род деятельности: акушерская
Благодарил (а): 9902 раза
Поблагодарили: 4394 раза
Пол: Не указан - Не указан

Лиминальность

Сообщение feisty_klingon » 26 авг 2018, 22:47

Ли писал(а):Источник цитаты Лиминальные пространства в жизни: аэропорты, вокзалы, мосты, роддомы, отделения интенсивной терапии, хосписы, спортивные стадионы, кинотеатры, может еще что-то упустила?

Мне тоже всегда нравились аэропорты, по сходным причинам, а еще кино. Для меня это какое-то Иное пространство просто. Особенно сам кинозал, конечно. Ну, про мосты я говорила уже. :lol: (что ничего более прозаического для меня нет).
С вокзалами сложнее. Слишком суетные и грязные места зачастую. Но в целом нравятся тоже. Недавно провожала подругу на платформе ночью, на Транссиб. Было прикольно. Но все же не то же самое, что аэропорты. Я в них не выпадаю из действительности и/или из времени, короче, из контекста так сильно.
Ли писал(а):Источник цитаты А еще старые дома. Там тоже прошлое и настоящее как будто совсем рядом, физически это чувствуешь.

+


depth and duration

Аватара пользователя
Viento
Сообщения: 2959
Зарегистрирован: 29 мар 2016, 14:04
Благодарил (а): 3334 раза
Поблагодарили: 4583 раза
Пол: Не указан - Не указан

Лиминальность

Сообщение Viento » 27 авг 2018, 06:03

feisty_klingon писал(а):Мне тоже всегда нравились аэропорты, по сходным причинам, а еще кино. Для меня это какое-то Иное пространство просто. Особенно сам кинозал, конечно.

Мне тоже кино всегда нравилось, и атмосфера кинозалов особенно. Но с появлением возможности практически любой фильм посмотреть в интернете эта привычка-традиция постепенно ушла из моей жизни. Тем более чаще всего в прокате идет то, что я смотреть не хочу. Редкие случайные походы в кино только подтверждают это.

feisty_klingon писал(а):С вокзалами сложнее. Слишком суетные и грязные места зачастую. Но в целом нравятся тоже. Недавно провожала подругу на платформе ночью, на Транссиб. Было прикольно. Но все же не то же самое, что аэропорты. Я в них не выпадаю из действительности и/или из времени, короче, из контекста так сильно.

Такие же ощущения от вокзалов и аэропортов)



Аватара пользователя
feisty_klingon
Сообщения: 4231
Зарегистрирован: 25 мар 2016, 12:44
ТИМ: ИЭИ
Кроме людей: Песочник
Хогвартс: Гриффиндор
Другие типологии: Бесславный малый
Род деятельности: акушерская
Благодарил (а): 9902 раза
Поблагодарили: 4394 раза
Пол: Не указан - Не указан

Лиминальность

Сообщение feisty_klingon » 27 авг 2018, 11:44

Viento писал(а):Источник цитаты Тем более чаще всего в прокате идет то, что я смотреть не хочу. Редкие случайные походы в кино только подтверждают это.

Ты и на фестивальное не ходишь? Просто люди часто жалуются на то, что в кино идет только хрень всякая, имея в виду фильми широкого проката. Но в Москве, например, масса возможностей смотреть не только это, а также современное независимое кино, всякие ретроспективы и просто старые фильмы, и т.д. Вплоть до того, что во многих непрофильных местах функционирует к/т или видео-к/т. В Питере тоже должны быть.
В том числе с субтитрами можно найти. Даже, бывает, в обычных крупных кинотеатрах с широким репертуаром.


depth and duration


Вернуться в «Психология»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей