Школьников сначала просят решить пример, а потом объясняют как

Аватара пользователя
Анна
Сообщения: 7003
Зарегистрирован: 24 мар 2016, 22:48
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7738 раз
Поблагодарили: 8195 раз
Пол: Не указан - Не указан

Школьников сначала просят решить пример, а потом объясняют как

Сообщение Анна » 27 авг 2016, 16:29

Интересны мнения: подошло бы вам такое обучение, или нет?

Школьников сначала просят решить пример, а потом объясняют как

В последние несколько лет в Сингапуре начал активно применяться метод обучения детей математике под названием «Продуктивный провал» (Productive failure), предложенный главой Лаборатории исследования учебных процессов Национального института образования страны Ману Капуром (Manu Kapur).
По мнению автора, его способ куда более продуктивен, чем привычный вариант с прямой последовательностью лекций и практических занятий.
По идее Капура, ученикам сначала предлагают попробовать решить пример или уравнение, а только потом объясняют, как нужно было это сделать. Ученый считает, что обучающиеся таким образом дети лучше запоминают информацию по сравнению со сверстниками, которые получают знания привычным способом.
Решение Капура одновременно кажется продуктивным и контрпродуктивным:
- люди действительно лучше учатся на своих ошибках,
- однако безуспешные попытки решить незнакомое уравнение могут лишить детей уверенности в собственных силах.
Однако Капур уверен, что возникающие трудности активируют у людей части мозга, способствующие более глубокому запоминанию. По его методу, студенты должны понять, что им известно и чего им не хватает для решения задачи. Это позволяет не только лучше запомнить решение, но и намного успешнее справляться с нетривиальными задачами, возникающими в дальнейшей жизни.
Министерство образования страны выделило на исследования Капура $1 млн, включая $460 тысяч на обучение учителей 11 и 12 классов для сбора полученной статистики.
Сам Капур познакомился с этой концепцией, когда учился в Национальном университете Сингапура. Он потратил 4 месяца, пытаясь решить нелинейное дифференциальное уравнение из области гидродинамики, пока преподаватель не объяснил ему, что для этого одной математики недостаточно — нужно было использовать заданный алгоритм вычислений.
Когда Капур спросил у учителя, почему тот позволил ему потратить столько времени «впустую», тот ответил, что это не так: за 4 месяца студент досконально изучил проблему, и теперь хорошо ее понимает.
В 2013 году Ману Капур провел эксперимент на учениках 9 класса частной индийской школы. Он дал им задачу, которая решалась с помощью среднеквадратического отклонения, о котором они еще не знали.
Учеников разделили на две группы: членов одной из них попросили в течение 30–45 минут искать решение задачи, а потом объяснили, как с ней справиться, а участникам другой сначала все объяснили, а затем дали практическое задание. Затем в обеих группах провели тестирование.
Исследование показало, что обе группы одинаково хорошо справлялись с применением готовых формул, однако те, кто прошел через «продуктивный провал», лучше понимали суть проблемы и адаптировались к ее видоизмененным версиям.
Капур проводит свои тесты с 2003 года. С тех пор их успешно воспроизвели в США, Германии и Австралии, но у учителей метод пока вызывает смешанные реакции. Многие преподаватели считают способ эффективным, однако опасаются, что он может не подойти для решения стандартных тестов и подготовки к государственным экзаменам.
Кроме того, такое обучение кажется сложным не только ученикам, но и самим преподавателям: им проще сразу поделиться своими знаниями, чем объяснять ученикам, в чем те были неправы.
Капур считает, что стандартный способ обучения «закрывает разум» детей: имея одно решение, они не будут пытаться искать другие, возможно, более креативные.


Отсюда


Я бы не доверяла ЭИЭ, даже если он пока что норм (с) Ли

Аватара пользователя
Анна
Сообщения: 7003
Зарегистрирован: 24 мар 2016, 22:48
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7738 раз
Поблагодарили: 8195 раз
Пол: Не указан - Не указан

Школьников сначала просят решить пример, а потом объясняют как

Сообщение Анна » 27 авг 2016, 16:49

Почему решила обсудить эту тему? Встретила современно разные мнения.

Мнения с социофорума:
Istanaro писал(а):Любопытный подход, отчасти сродни олимпиадному. Проблема только одна -- у всех ли есть умение "держать удар", то есть спокойно отнестись, если не получается?


Алексище писал(а):
Istanaro писал(а):Любопытный подход, отчасти сродни олимпиадному.

Меня он заинтересовал тем, что позволяет, как мне кажется, достаточно быстро отловить таланты в точных науках среди детей. То есть класс получает "невозможную задачу" (невозможную не в принципе, а с учетом уровня подготовки детей). Если кто-то ее все-таки умудрится решить (пусть и каким-то совершенно левым методом, раз оптимальный неизвестен), надо бы к этому ребенку присмотреться повнимательнее.
Istanaro писал(а):Проблема только одна -- у всех ли есть умение "держать удар", то есть спокойно отнестись, если не получается?

Наверное, многое зависит от преподов. Как они реагируют, если у детей не получается? (Еще и от родителей тоже, на это педагоги влиять не могут.) С другой стороны, когда еще тренировать умение "держать удар" как не в детстве? Мы адаптируемся и становимся крепче, преодолевая посильные трудности.
Интересны и другие мнения по поводу этого метода.


blk писал(а):
Интересны и другие мнения по поводу этого метода.

Бессмысленная трата времени людей. За то время , что они пытаются ломать головы, их можно было нормально обучить, и без траты нервов и прочих фиговых эмоций. Исключением может быть разве что, если это не все подряд, а спецом отобранные студенты или школьники, которым интересен в проф. плане и сам предмет и пытаться с ним бороться. Для них это вряд ли будет плохо в эмоциональном плане и, возможно, полезно в профессиональном.


Я писал(а):Очень интересная методика! Мне такой способ обучения подходит гораздо больше, чем стандартное обучение. Когда мне дают готовое решение, я утрачиваю способность креативно подходить к решению задач. Если же дают возможность найти решение самостоятельно, и при этом не грозят наказанием за неудачу, я проявляю себя гораздо лучше, чем при стандартном обучении.


Istanaro писал(а):А может быть, что здесь работает градация -- ученики, ориентированные на усиленное или на обычное изучение. Кстати, такое просматривается и в вузах -- у одних студентов жажда познания, а у других желание спихнуть экзамен.


Я писал(а):Я никогда не была ориентирована на усиленное обучение. Более того, обучение часто вызывало у меня скуку и нежелание что-либо делать. Но вот такой подход вызвал бы у меня интерес даже к тому предмету, который изначально не интересен.


Istanaro писал(а):У меня тоже, за исключением сферы, которая совсем не моя. Впрочем, "совсем не моими" для меня были лишь чисто практические предметы и проблемы.


Asqard писал(а):Для людей , предпочитающих готовые решения , такая модель ,действительно, может показаться излишней тратой сил.
Смысл обучения в наши дни - научить мыслить, складывая известные условия в сложные конструкции.
И такой подход как раз и помогает вырастить мыслящего человека.


Istanaro писал(а):
Asqard писал(а):Для людей , предпочитающих готовые решения , такая модель ,действительно, может показаться излишней тратой сил.
Смысл обучения в наши дни - научить мыслить, складывая известные условия в сложные конструкции.
И такой подход как раз и помогает вырастить мыслящего человека.

Синтетическое мышление, то есть (я у Роберта Хайнлайна эту идею подцепил, в "За этим горизонтом").


Диалог с Линой из аськи:
Вита (16:20:39 27/08/2016)
хотя мне тоже такой метод не подходит
Вита (16:20:43 27/08/2016)
я злюсь и негодую
Анна (16:20:48 27/08/2016)
почему??
Вита (16:20:50 27/08/2016)
если меня так учить
Вита (16:20:57 27/08/2016)
потому что дайте мне правило
Вита (16:21:05 27/08/2016)
а потом я буду его применять
Вита (16:21:18 27/08/2016)
это не для нормативных бл
Анна (16:22:30 27/08/2016)
а...
Анна (16:22:34 27/08/2016)
я выложу на форуме
Анна (16:22:38 27/08/2016)
напишешь там свое мнение?
Вита (16:22:40 27/08/2016)
ага
Вита (16:23:00 27/08/2016)
мне в таком случае кажется, что меня водят вокруг и около
Вита (16:23:04 27/08/2016)
непонятно зачем
Анна (16:23:14 27/08/2016)
удивительно
Вита (16:23:32 27/08/2016)
а чем тебе стандатный метод не подходит?
Вита (16:23:40 27/08/2016)
вот правило, вот применение
Анна (16:24:12 27/08/2016)
я не понимаю сути. мне нужно покопаться в теме, поискать разные варианты
Анна (16:24:15 27/08/2016)
ну это как если бы
Вита (16:24:26 27/08/2016)
а... тут еще и скорость реакции
Анна (16:24:31 27/08/2016)
мне кто-то сказал, что ШСС - лучшая методика и только ей надо верить
Анна (16:24:36 27/08/2016)
я бы не восприняла
Анна (16:24:43 27/08/2016)
я сама должна была бы все изусчить
Вита (16:24:48 27/08/2016)
да, понимаю
Анна (16:24:48 27/08/2016)
пересмотреть все варианты
Анна (16:24:58 27/08/2016)
> а... тут еще и скорость реакции
в смысле?
Вита (16:25:12 27/08/2016)
ну вот тебе надо в удобном тебе ритме покопаться
Вита (16:25:20 27/08/2016)
в теме
Анна (16:25:23 27/08/2016)
при чем здесь ритм?
Вита (16:25:54 27/08/2016)
потому что стандартное обучение не предполагает обчно времени на собствкнное копание в теме
Анна (16:26:12 27/08/2016)
но оно и не рассчитано на развитие мышление
Анна (16:26:21 27/08/2016)
когда тебе дают готовые ответы, ты не учишься думать
Вита (16:27:03 27/08/2016)
просто я считаю что для этого есть смысл, если тема человеку интересна
Вита (16:27:20 27/08/2016)
а если нет, то достаточно стандартного владения правилами
Анна (16:28:11 27/08/2016)
для меня - нет
Анна (16:28:16 27/08/2016)
потомучто возникает вопрос
Анна (16:28:21 27/08/2016)
а зачем мне нужны эти правила?
Вита (16:28:26 27/08/2016)
а...
Вита (16:28:38 27/08/2016)
а у меня никогда такого вопроса не возникает)
Анна (16:28:41 27/08/2016)
О_о
Анна (16:28:43 27/08/2016)
это как?
Вита (16:28:57 27/08/2016)
правила нужны, потому что это правила. им правильно следовать
Анна (16:29:13 27/08/2016)
но у меня не нормативная БЛ )))
Вита (16:29:17 27/08/2016)
ну да)))
Анна (16:29:30 27/08/2016)
мне сначала нужно дойти до понимания нужности правила
Анна (16:29:39 27/08/2016)
я просто так ни одно правило не восприму


Я бы не доверяла ЭИЭ, даже если он пока что норм (с) Ли

Аватара пользователя
Frau Pilz
Сообщения: 3261
Зарегистрирован: 06 апр 2016, 10:40
ТИМ: ЭСИ
ПЙ-тип: ВЭФЛ
Темпористика: БПВН
Кроме людей: Дракон
Аматорика: СЭАФ
Политическая ориентация: Демократ
Другие типологии: Поедательница гортензий
Благодарил (а): 9950 раз
Поблагодарили: 4678 раз
Пол: Женский - Женский

Школьников сначала просят решить пример, а потом объясняют как

Сообщение Frau Pilz » 27 авг 2016, 18:13

Папа так пытался заниматься со мной алгеброй, чтобы я сама думала как решить пример. В итоге мы оба злились. С другой стороны, наверное поздновато уже было так меня мучить, потому что на математику я забила уже в шестом классе, а вот так сидели мы в классе десятом или одиннадцатом. Я в принципе не хотела этим заниматься, но надо было типа готовиться к госу. И я говорила, чтобы он дал мне шаблон и я бы по нему всё делала. Его такой подход раздражал. Но блин, у меня и интереса не было, и способностей, думаю, тоже. Либо просто было лень прикладывать усилия. Короче наши "занятия" ни к чему не привели.



Аватара пользователя
Анна
Сообщения: 7003
Зарегистрирован: 24 мар 2016, 22:48
Откуда: Донецк
Благодарил (а): 7738 раз
Поблагодарили: 8195 раз
Пол: Не указан - Не указан

Школьников сначала просят решить пример, а потом объясняют как

Сообщение Анна » 27 авг 2016, 18:20

Ага, понимаю. Но, видимо, 11 класс - это поздно, особенно если ребенок запустил предмет. Мне кажется, что этот метод надо использовать с самого начала обучения, то есть, с начальных классов (после освоения самых азов).


Я бы не доверяла ЭИЭ, даже если он пока что норм (с) Ли

Аватара пользователя
Sosoud
Сообщения: 6650
Зарегистрирован: 28 мар 2016, 14:55
ТИМ: ЭСЭ
ПЙ-тип: ЭЛФВ
Кроме людей: Мавка
Архетип-бренд: Искатель
Благодарил (а): 5135 раз
Поблагодарили: 5088 раз
Пол: Не указан - Не указан

Школьников сначала просят решить пример, а потом объясняют как

Сообщение Sosoud » 27 авг 2016, 20:37

О, для меня это потрясающий метод, всегда нравился такой подход у преподавателей! Но да, не всем, почему-то, подходит - здесь важна личная заинтересованность ученика в предмете. Например, сейчас я латинский преподаю именно так - даю текст и задание прокомментировать особенности словообразования (до этого - словоизменения) словоформ, синтаксических конструкций, правила которых объясняю после того, как услышу все версии, в идеале, конечно, чтобы люди сами догадались (я, например, всегда первый догадывался, но в этой группе мало заинтересованных - им именно нужно дать вызубрить какой-нибудь примитив для счастья - не одобряю подобное). И я считаю, что этот метод интереснее и полезнее, и он наиболее точно моделирует ситуации усвоения этих знаний теми людьми впервые, т.е. они становятся действительно актуальными в этот момент, а кому не нравится - значит зря пришли (поэтому, возможно, и осталось в группе всего 5 человек). В общем, я одобряю.


Нефть бочонка

Аватара пользователя
Лион
Сообщения: 1258
Зарегистрирован: 24 мар 2016, 23:04
Благодарил (а): 720 раз
Поблагодарили: 1587 раз
Пол: Женский - Женский

Школьников сначала просят решить пример, а потом объясняют как

Сообщение Лион » 29 авг 2016, 17:44

Если брать школу, то так я занималась только какими-то соц-гум предметами по типу обществознания - где интереснее сначала помыслить - а как оно бывает и что с этим делать, а затем уже полезть в учебник и прочитать параграфы о соц.мобильности. Или на литературе - не писать сочинения про прелестность Наташеньки Ростовой, а подумать - действительно ли оно прелестно. На алгебре, геометрии, химии и физике такое бы не помогло точно, хотя там никакие правила и алгоритмы решения не помогали, только топор бы помог.



Аватара пользователя
Free Radical
Сообщения: 9286
Зарегистрирован: 03 апр 2016, 15:47
RPG: Chaotic Neutral
Благодарил (а): 10235 раз
Поблагодарили: 10110 раз
Пол: Не указан - Не указан

Школьников сначала просят решить пример, а потом объясняют как

Сообщение Free Radical » 27 сен 2016, 16:04

Не читала еще обсуждения, только верхний пост.
Анна писал(а):Источник цитаты Интересны мнения: подошло бы вам такое обучение, или нет?

Да! Безусловно! Хотя, лично для меня не принципиальна система обучения, если мне изначальна интересна тема, но если не интересна, то такой подход как раз и может заинтересовать.
Я кстати сама, когда вела занятия, примерно такой же методикой пользовалась. Потому что последовательность вот правило, учи, а вот примеры по этому правилу - решай. Ну... это конечно позволяет натренировать на решение задач, но имхо, если хочешь реально научиться понимать, что происходит внутри этой области задач, к которой правило применимо, зачем вообще это правило существует и т.д. - то это самое то. Да, минус - что на это надо время, не всегда возможно реализовать этот метод полностью, но какие-то элементы оттуда привнести - всегда.
Понятно, что все обучаются по-разному, кому-то будет тяжело с таким методом. Но в среднем имхо углублению понимания вопроса это реально способствует.
Я всегда сначала давала задачу (в зависимости от темы/предмета - иногда просто абстрактная мат.задача, иногда какой-то более наглядный существенный лабораторный пример и т.п.) И предлагала подумтать о задаче, попробовать решить ее уже известными способами, если это возможно, а если она не решается известными способами, то почему? Чего нам не хватает, чтобы ее решить? И так далее...
Потом когда предлагаешь уже правило для решения, то оно залетает им (ну не всем, но большинству) моментально и с более глубоким понимаем.
Еще я всегда сразу рассматривала не 1, 2 аналогичный примера, а как бы область задач, которые решаются с помощью рассматриваемого правила.
Надеюсь что-то понять можно, я на бегу.))
ps
Но вообще я конечно старалась учитывать индивидуальные особенности студентов, и тем, кто не понимает, старалась объяснять иначе.
ззы (офф)
А когда совсем не было времени (у меня, ибо в мои прямые должностные обязанности не входило проведения занятий)) я халтурила.)) Я довольно быстро объясняла материал, потом проверяла, кто-то его понял? Потом, если кто-то понял, я давала им задание объяснить то, что они поняли товарищам, которые не поняли своими словами. Потом в конце, если все еще оставались вопросы - то я конечно на них отвечала.


пилот, биолог, контрабандист
Изображение


Вернуться в «Наука»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость