Считается, что у животных не бывает неврозов, так как для их развития требуется абстрактное мышление, имеющееся только у человека. Но, тем не менее, у животных можно наблюдать признаки ПТСР. Что думаете по этому поводу? Каков механизм формирования ПТСР у животных?
В октябре 2010 года газета «Уолл-Стрит-Джорнел» повествовала о собаке по кличке Ганнер, которую обучили для поиска мин и доставили с этой целью в Афганистан. Военные действия настолько пугали бедного пса, что решением Корпуса морской пехоты США его вернули домой. В родной обители у Ганнера проявились признаки посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).
О феномене ПТСР среди собак заговорили, а затем стали освещать в СМИ, сравнительно недавно; среди ветеринаров и по сей день нет устойчивого мнения относительно этого психического состояния животных. Они считают, что не стоит однозначно утверждать, будто собака переживает посттравматическое стрессовое расстройство, тогда как может иметь место лишь незначительный эмоциональный всплеск. Однако многие сходятся во мнении, что собаки, перенесшие, подобно Ганнеру, определенные психические травмы, ведут себя, в некоторой степени, словно при типичном ПТСР.
Доктор Кристофер Пашель, сертифицированный ветеринарный бихевиорист, работающий в Портленде, штат Орегон, утверждает, что за годы работы с собаками, ему приходилось сталкиваться с питомцами, в повадках которых наблюдались клинические проявления, соответствующие модели поведения при ПТСР.
«В моей практике были случаи лечения собак, которые вели себя согласно описанию их владельцев. Последствия перенесенной собакой травмы, о которой нам рассказывали хозяева, скорее напоминали признаки посттравматического стрессового расстройства, нежели проявления обычного чувства страха и взволнованности, которые встречались у других собак». В подобных случаях, по уверению доктора Пашель, главным камнем преткновения на пути к диагностированию характерного ПТСР является невозможность узнать, что у собаки на уме.
«Я с осторожностью говорю об этом явлении, потому что в отношении человека диагноз «посттравматическое стрессовое расстройство» ставят при наличии навязчивых мыслей или склонности, словно кадры диафильма, перекручивать в голове события. Когда же речь идет о собаках, тут не все так очевидно: кое-что схожее мы может и заметим у животных, но понять, что именно у них творится в сознании, нам не под силу».
По мнению доктора Пашель, собаку следует лечить надлежащим образом после любого сильного эмоционального потрясения или психической травмы, независимо от того, клиническое ПТСР это или нервный срыв иной этиологии.
Отсюда